Практический семинар для заместителей директоров
21 декабря на базе МОБУ «Черкасская СОШ» прошел практический семинар для заместителей директоров по учебной работе по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: опыт, проблемы, решения».

В работе семинара приняли участие заведующая РМК Жалейко И.В., специалисты МКУ РОО Клюшникова Н.А., Кажан Е.И., заместители директоров района. Цель семинара: совершенствование методической работы в опорных школах, обмен опытом по формированию читательской и естественно-научной грамотности на уроках и внеурочных занятиях центра образования «Точка роста».
Учителя начальных классов Алекбашева Ольга Бурумбаевна и Слащинина Ирина Александровна поделились опытом работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения и окружающего мира. Посещение и анализ учебных занятий показал, что на уроках обучающиеся 2 «б» и 4 «а» классов продемонстрировали умение работать в команде, в парах, умение договариваться друг с другом. Педагоги умело использовали современные средства обучения, поддерживали стремление каждого ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. Педагоги в работе использовали учебно-методические кейсы по формированию функциональной грамотности. Был представлен опыт работы по использованию различных приемов работы с учебником, с текстом. Обучающиеся умеют устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в учебнике, сравнивать, делать обобщения, выводы по одной или нескольким темам. Ребята проявили активность, смекалку, эрудицию, творческие способности, с удовольствием выполняли разнообразные задания, давали чёткие обдуманные ответы, узнали много полезного и интересного. Обучающиеся начальных классов показали гостям, что умеют нестандартно мыслить, логически рассуждать и применять полученные знания в жизни.
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школы современным оборудованием центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о химических процессах.
Одним из таких занятий было мини-исследование по дополнительной программе «Биолаборатория» по теме «Что есть в минеральной воде?» с использованием проектно-исследовательской технологии. Применение данной технологии способствует формированию естественно-научной грамотности. Занятие проводилось в форме лабораторной работы. Его целью было выявление причинно - следственной связи между составом, свойствами и областью применения минеральной воды. Из сообщений своих одноклассников ребята узнали информацию о минеральных водах, областях их применения, о пользе и вреде компонентов минеральных вод. Выполнение лабораторной работы «Определение качественного состава минеральной воды» с применением оборудования «Точки роста» (датчик рН, реактивы) способствовало выработке исследовательских навыков, умению ставить перед собой цель и достигать ее.
При проведениии занятия учителю химии Серединой Татьяне Евгеньевне помогали обучающиеся 9 класса, которые выбрали химию для сдачи в формате ОГЭ. Учащиеся-наставники консультировали участников в ходе лабораторной работы, сформулировали общий вывод по окончании экспериментальной части. А самое главное, они провели сравнительный анализ воды родниковой и из скважины, и сделали вывод, что вода из скважины отрицательно сказывается на здоровье и негативно влияет на бытовую технику. Выполнение роли наставников полезно, так как девочки повторили теоретический материал и закрепили навыки выполнения химического эксперимента.
В центре образования «Точка роста» коллеги посетили занятие по дополнительной программе «Физика без формул» по теме «Изучение теплопроводности разных тел», учитель Евграфова Марина Владимировна. На занятии педагогом были использованы элементы проектно-исследовательской деятельности для изучения теплопроводности тел. Для решения исследовательского задания использовали датчик температуры из цифровой лаборатории, ноутбук с установленной программой НауЛаб. Для закрепления разобрали задание в формате PISA по теме занятия (задание с сайта ФИПИ открытый банк заданий). Решение проблем в сотрудничестве в ходе проектно-исследовательской деятельности является инструментом формирования естественно-научной грамотности. На занятиях центра образования «Точка Роста» больше возможности применить элементы данной технологии. Современное оборудование расширяет возможности при проведении исследований.
На семинаре коллеги обменялись опытом работы по формированию функциональной грамотности и использованию образовательного потенциала на базе центров образования «Точка роста», рассмотрели вопросы организации работы с одаренными детьми, предпрофильного и профильного обучения, работы по ВСОКО. Руководители опорных школ поделились опытом работы сетевого взаимодействия.
Семинар прошел продуктивно и с пользой для всех участников семинара.